21 марта 2024 г.

Стодневка 2: 12-21 марта - 100 days Challenge: March 12-21

 1. Здоровье.

Сегодня я снова была у зубного, починила ещё один зубик. Несмотря на мою тревожность, было скорее интересно, чем страшно: я и не думала, что в стоматологии появилось столько всего нового. Например, очень понравился ручной 3D сканер. Им водят по зубам, а на экране компьютера сразу появляется полное трёхмерное изображение всей челюсти.

Ещё приятно, что моя программа по работе со здоровьем начинает приносить свои плоды. Появилось больше энергии, улучшилось общее самочувствие. Хотя многое из того, что я делаю, я делала и в Венгрии, только здесь освободилось время на вечерние программы "вне дома" и на работу с информационным пространством. Вот, что значит быть безработной. 😂

2. Мозги и навыки.

Десятидневка выдалась насыщенной! Сначала я участвовала в уроке французского языка на кухне. Вместе с другими поварами-добровольцами мы готовили обед на 38 человек в столовой соседнего района. Готовка состоялась в рамках социального проекта, когда люди собираются, чтобы вместе приготовить для себя и других людей, используя местные продукты и остатки овощей и фруктов, которые прежде пошли бы на выброс. 

Поварами было 12 человек, из них 6 - мы, студенты французского курса. Мы приготовили овощной суп с фенхелем, тосты с песто из кейла и маринованной редиской, чечевичный дал с овощами и рисом и апельсиновый кекс с сиропом и взбитыми сливками. Получилось довольно вкусно! В конце мероприятия все едят, разговаривают и знакомятся, а потом могут поблагодарить проект суммой от 5 до 15 евро. 

Готовить было очень интересно, но утомительно, потому что с нами все говорили только по-французски и приходилось быстро ориентироваться в большом количестве новых слов, шуток, сленга и разговорных особенностей. Зато теперь мой словарный запас по теме еды чрезвычайно огромен! 😀Заодно появился повод собой гордиться - я оказалась единственной из нашей учебной группы, кто решился дать интервью для местного радио.

Потом был интенсивный урок кружева, от которого у меня почти закипели мозги. Вроде бы не сложно технически, но нужно очень внимательно следить за тем, что делаешь, и быть внимательным к деталям. Сейчас я примерно достигла того уровня, на котором была прежде, и иду в совершенно новые дебри.

Это вот я делала домашнее задание для прошлого урока. Кружево в Бельгии плетут на таких больших плоских подушках, перекатывая коклюшки туда-сюда. Кстати, футляры для подушки я сшила из старого пододеяльника, это был первый комплект постельного белья, который мы купили в нашем первом доме.

3. Спорт.

Провальная десятидневка. На одно занятие я не добралась. Приехала в город, чтобы пересесть на трамвай, а там перекрыли дорогу из-за какой-то демонстрации, и трамваи не ходили. Ехать в объезд было уже совсем поздно, так что пришлось вернуться. А на этой неделе наша тренерка в отпуске, и опять не получилось позаниматься. Я прям уже скучаю! 

4. Принцип 4R.

Во-первых, я собрала урожай с нашего мини-огородика на подоконнике. Это всё выросло без подсветки и, по сути, без большого отопления, просто в коробочках из-под продуктов. Как вам?

Во-вторых, начала воплощать принципы пермакультуры в жизнь. Сейчас расскажу о самом первом (меня будет много сегодня).

Принцип 1. Наблюдай и взаимодействуй.

Принцип направлен на более глубокое понимание среды, в которой ты живёшь, и охватывает как природу, так и созданную человеком среду. Понимание идёт через все органы чувств и восприятия, а также при помощи наблюдательности, вдумчивости и внимательности к деталям. 

Воплощать этот принцип в жизнь можно очень разными способами, через внедрение разных полезных привычек, которые постепенно становятся частью повседневности. Некоторые привычки я, например, уже давно делаю, некоторые кажутся неактуальными или непонятными, но всё равно интересно попробовать. 

Для того чтобы полностью освоить принцип, важно не торопиться и делать всё постепенно, один шаг за другим. Только в этом случае пермакультура станет образом жизни, а не чем-то временным и наносным. Вот, какие привычки предлагает "Руководство по пермакультуре" Кирстен Брэдли:

1. Узнай 5 диких полезных растений. 

Зачем? Возникновение связей с местом, в которым ты живёшь.

Как? Использование в пищу, приготовление чая, уксуса и лекарственных средств.

Важно! Соблюдать этичность сбора, поддерживать чистоту и проверять каждое растение дополнительно ещё один раз. 

В Бельгии запрещён сбор диких растений в местах, не предназначенных для этого, но в Венгрии я знала довольно много дикоросов и использовала их. В основном, правда, в еду. 😀

2. Изучи жизненный цикл предмета, которым ты пользуешься каждый день.

Зачем? Более обоснованный выбор, базирующийся на точной информации о пользе и вреде того или иного предмета; большая осведомлённость о том, что тебя окружает.

Что? Сырьё, его происхождение, метод изготовления, упаковка, этичность производства, каналы доставки, переработка использованного.

Как? Принятие решений по использованию, замене или полному отказу от использования.

Важно! Самое главное мерило - а нужно ли оно мне вообще?

В последние годы мы стараемся сознательно ограничивать своё потребление, использовать больше товаров местного производства, с минимальной длительностью доставки и, по возможности, в экологичной упаковке. Так, узнав, что зубные щётки практически не пригодны для переработки, мы стали использовать те, у которых съёмные головки, а ручка может использоваться многократно. Я также больше не пользуюсь губками для посуды, заменив их на многоразовые подушечки, которые стираю раз в неделю вместе с остальным кухонным текстилем. За покупками мы берём вместо пластиковых пакетов тканевые мешочки и многоразовые сумки, а если их забыли, то просто картонный ящик. 

3. Заплати ренту.

Зачем? Поддержка экологической стабильности для коренных народов и исконных сообществ.

Как? Выяснить колониальную историю своей страны, её изначальное население и возможности его поддержки.

Очень сложное задание для жителя Европы. Тут что ни страна, то либо колония, либо наследница захватнических войн и набегов. О местных народах особенно никогда не думали... впрочем, сами они тоже не всегда знали, что делать со своей землёй. Так, одна из крупнейших бывших колоний Бельгии - Конго - получила независимость в 1960 году, после чего сразу провалилась в пятилетний период гражданских войн и массовых смертей.

Для себя я решила воплотить эту привычку в виде поддержки традиций исконных народных промыслов и занятий, как Бельгии, так и Венгрии.

4. Отрегулируй температуру в доме.

Зачем? Снижение углеродных выбросов от затрат на отопление и охлаждение. 

Важно: менять поведение, а не среду.

Как? 
  • Изменение функционала комнат по сезонам: тёплый кабинет зимой (яркое солнце большую часть дня) становится прохладной спальней летом (при вечерней прохладе).
  • Закрытие окон и их затемнение в жару.
  • Проветривание по вечерам и ранним утром.
  • Готовка снаружи в самые жаркие дни.
  • Утренняя активность в прохладные дни, чтобы согреться.
  • Перестройка режима дня по сезонам: летом отдых в жаркое время дня с пиком активности вечером и утром, и наоборот зимой.
  • Многослойность одежды.
  • Термосы и грелки.
  • Заделывание щелей в окнах и под дверями.
  • Растительное затемнение, посадка деревьев и растений-плетунов перед окнами.

Отопление в Европе - источник бесконечных шуток для новоприбывших эмигрантов. 😀 В нашем венгерском доме отопление стояло на 19 градусах ночью и на 21 днём, и при этом это считалось очень тёплым климатом по местным меркам. Первые пару лет там я постоянно мёрзла, потому как привыкла к безжалостной жаре центрального отопления. А потом как-то приспособилась, накупила свитерков, шалей, тёплых костюмчиков, носков и одеял и стало совсем хорошо. Дети же мои полностью выросли в таком климате, для них это температура комфорта.

Мне очень понравилась идея смены функционала комнат по сезонам, я никогда даже не думала в этом направлении. Хотя иногда мы автоматически это делали, прячась от 40-градусной жары в самых прохладных спальнях и собираясь зимой в самой тёплой кухне. Да и готовить снаружи во время июльского безумия я бы не отказалась!

5. Узнай о местных водоёмах, источниках водоснабжения и канализации. 

Зачем? Снижение загрязнения в сбросных водах и источниках воды в регионе.

Как? Узнать площадь водосбора, источники забора воды и мощность водоочистных сооружений, а также их изменения во время засухи и наводнений. 

Два года назад в Венгрии была такая засуха, что многие регионы были вынуждены ввести ограничения на водопотребление: были запрещены бассейны и полив сада из общей сети. За 5 недель не было ни единой капли дождя, поля засохли и растрескались, урожай был потерян. А за год до этого, наоборот, 5 недель в подряд шёл дождь, и грунтовые воды настолько поднялись, что больше уже не могли впитывать новую воду, везде стояли лужи, а земля превратилась в болото. 

Именно тогда я впервые задумалась об этом. По идее, если домохозяйства используют воду более вдумчиво и внимательно, то во время скудных, тяжёлых времён это облегчает нагрузку на систему и помогает предотвратить строгие ограничения. С тех пор мы внимательно используем воду, стараемся не тратить лишнего и не лить воду понапрасну. В летний период я также собираю всю возможную воду для полива сада. А вот что делать в периоды наводнения я, честно говоря, не знаю.

 

15 комментариев:

  1. Вот, что значит быть безработной ))))
    Света, ого, отличный зеленый урожай у тебя получился!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну а что? Ездить каждый день на работу мне пока больше не нужно. Правда, 3 часа в день я трачу на отвезти-привезти Золи, но всё равно масса времени появилось

      Удалить
  2. Светлана! Восторг и восхищение!!! Столько сделано! Поздравляю с интервью и участием в таком кулинарном мероприятии и настоящем языковом штурме! Как вдумчиво сформулированы принципы пермакультуры! Ко клюшки я видела только в музее, как на них подавать шедевры это высший пилотаж! Успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кулинарное мероприятие мне очень понравилось, это было сложно, но интересно.

      Удалить
  3. Это здорово, что у тебя осталось хорошее впечатление от лечения зуба, постепенно привыкнешь и перестанешь боятся. Современные технологии это совсем не то, что раньше было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты знаешь, у меня даже не было никогда негативного опыта, поэтому вроде и причины бояться нет, но вот такой вот я трус :)

      Удалить
  4. Света, удачи тебе в твоих планах!

    ОтветитьУдалить
  5. Света, отлично продвигаешь здоровье! Даже маленькие шаги ценны!
    Почитала про первый принцип пермакультуры. Очень сложно. Я бы точно не стала двигать мебель по сезону, и экономить на тепле (хотя сохранять тепло - надо!). А вот про растения, коренных народов, цикл предмета, воду - поддерживаю полностью. Но чаще всё это возможно именно в частном секторе или небольших городках. В мегаполисе практически невозможно такое привить. Там и мышление у населения потребительское. Я ежедневно смотрю, какое мегагигантское количество одноразовой посуды выбрасывается в нашем офисном центре, и мне становится дурно! Каждый!!!! сотрудник приносит с собой в одноразовом контейнере завтрак, два-три блюда на обед, плюс 2-3 кофе за день, плюс воды попить. И мало кто имеет свой многоразовый хотя бы стакан. У меня это вызывает печаль.
    Спасибо, что знакомишь нас с такими интересными вещами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, чтобы прижилось в большом городе, это нужно долго и планомерно действовать на всех уровнях: чтобы запрет законодательный на одноразовую посуду из неперерабатываемого материала, чтобы раздельный сбор мусора был доступен и понятен, чтобы проводились МК и всякие демонстрации, которые объяснили бы, почему это важно и как этим пользоваться. Потихонечку, шаг за шагом, получилось бы. А когда никому ничего не надо, увы, тогда и получается что получается.

      Удалить
  6. Света, очень интересно ты рассказываешь. А как ты ориентируется в коклюшках? Они подписаны?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ориентируюсь по схеме плетения. Коклюшки не нумеруют, но кладут в определённом порядке, зависимо от элемента, который уже сделан и который будет потом. Иногда часть коклюшек временно вообще фиксируют в сторону, пока они не используются, а потом снова вводят в работу.

      Удалить
  7. Света, классно!! Во всем!! :))
    хорошо быть безработной - это смешно :)))
    когда я стала такой же безработной, все спрашивали - ну когда ты на работу то выйдешь, со скуки сойдешь дома сидеть...до сих пор не понимают - какая скука?? присесть некогда!! какая тут работа... :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вооот! Ни минутки свободной, это правда. :) Столько делаю, на что никогда руки не доходили, что просто уффф.

      Удалить
  8. Дома порой сильнее устаешь, чем в офисе :))). Ты молодец! И на радио не побоялась - МОЛОДЕЦ!!! Пермакультура.... интересно. Мы дома всегда экономно расходуем воду, просто жалко в сток отправлять чистую воду. Сортируем мусор, стараемся не пользоваться одноразовым пластиком, особенно бесит куча пакетов в доставке. Сама в магазины с шоппером хожу (у меня их 3 в сумке лежит), а в багажнике есть несколько прочных больших сумок для покупок с ручками. Все стаканчики от йогурта стараюсь сначала использовать для рассады, и только потом выбросить. Так что очень рациональный подход к потреблению и расходованию. Ну и лучшего понимания земли, на которой проживаешь. Единственно негативно отношусь к растениям для затенения - там всегда много пауков.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...