Последняя часть из книги "Victorian fancywork" (Lilo Markrich and Heinz Edgar Kiewe, Chicago, 1974 г.) о Викторианской эпохе.
Here's the last part from the book "Victorian fancywork" by Lilo Markrich and Heinz Edgar Kiewe, Chicago, 1974, about the Victorian time.
Вышивка была частью образования практически всех женщин 19-го века в независимости от их социального положения. До изобретения швейной машинки с ножной педалью и машинки для вышивки – этих двух чудес текстильного мира 19-го века, - каждый предмет одежды или интерьера был сшит и украшен вручную. В сельских зажиточных домах жёны работающих там фермеров помогали хозяйке заканчивать огромного объёма вышивальные и тканные работы, необходимые для того, чтобы подчеркнуть богатство семьи. В городах мастерские нанимали искусный в вышивке мужчин и женщин для выполнения бесчисленных однообразных стежков, требующихся для всего лишь одной небольшой работы. Для неработающих женщин уроки рукоделия служили двум целям. Занятия готовили женщин к дальнейшему присмотру за работой других людей, а высокое качество её собственного рукоделия упрочивало её репутацию в глазах высшего света.
С ростом спроса на женское образование для среднего класса и постоянно растущей праздной городской средой творческое использование старых стежков постепенно уступило место более быстрым методам вышивания. Этот стиль годился для плоских поверхностей и имитаций естественных объектов и в значительной мере отличался от стихийной и творческой вышивки прежних лет.
Сэмплеры были частью обучения для самых маленьких девочек. Сэмплеры 18-го века, которые включали в себя крестики и гобеленовые стежки на ткани равномерного переплетения, были созданы не для того, чтобы выражать романтичность или сентиментальность, а для выработки терпения, упорства, послушности и невозмутимости. Методичные, организованные, с алфавитами и цифрами, выстроенными в линию с солдатской точностью, с простыми повторяющимися геометрическими фигурами в качестве границы, эти сэмплеры были лишь отдалённым криком о помощи со стороны роскошных картин мелким гобеленовым стежком, которые выполнялись прежними поколениями. Изящный льняной сэмплер содержал в себе все типы стежков, необходимых для украшения домашнего хозяйства. Художественная подрубка и штопка имели большее экономическое значение в повседневной жизни, чем игра воображения.
Вплоть до конца 19-го века простейшие школьные учебники, которые использовали английские преподаватели вышивки для обучения детей из бедных семей для последующей работы тех в качестве домашних или заводских помощников по рукоделию, содержали диаграммы и схемы таких сэмплеров. На протяжении двух веков сэмплеры являлись нудными, скучными и зачастую бесполезными свидетельствами стежков и орнаментов и основной причиной упадка хорошего рукоделия. Не только дочери бедных горожан, но и все юные девушки должны были просиживать утомительные часы над кусочками канвы или белого льна, которые с каждым годом постепенно теряли свою девственную белизну и радовали уже только самих преподавателей, для которых они символизировали благородные традиции. Во второй половине 19-го века и первой половине 20-го столетия чудо машинных вышивки и шитья стало освобождающей силой, тогда как для эпохи регентства и викторианских женщин схемы берлинской вышивки стали красочным и долгожданным изменением.
Схемы для берлинской вышивки можно было назвать первыми наборами. Однако женщины 19-го века не покупали уже готовый запечатанный набор с комплектом всех необходимых для работы материалов. Женщина могла увидеть в витрине магазина в Лондоне, Берлине или Париже схему с цветными квадратиками, но ей необязательно было заказывать именно эти оттенки. Если она не любила красных роз, она могла подобрать оттенки розового или лососевого на свой вкус. Если ей казалось, что дельфиниумы слишком голубые, она могла выбрать более глубокие розовато-лиловые цвета. У неё был большой выбор, и только за ней самой оставалось последнее решение.
Интересно также отдельно отметить те изменения, которые вызвали к жизни этот стиль и развитие берлинской вышивки. Ранние схемы были напечатаны на разграфлённой бумаге, приблизительно двести квадратиков в дюйме. Под краской можно было рассмотреть миниатюрный символ, который был нанесён на гравировальную доску в качестве указаний для художника основным цветовых форм, однако не переходов от одного оттенка к другому. Другими словами, несмотря на то, что общий контур рисунка мог быть указан, те четыре или пять оттенков, нужных для того, чтобы придать ему натуральность, указаны не были. Художники однако не были простыми бездельниками, а людьми, обладающими чувством цвета и формы. Ранние попытки рисования схем не были столь громоздкими и грубыми, как схемы и материалы конца 19-го века. Фон для таких ранних орнаментов совпадал с миниатюрным изображением самой схемы. Вместо грубой канвы использовалась тонкая сеточка или шёлк, которые и вовсе не требовали зашивания фона. По завершению работа обрамлялась шёлком и вставлялась в рамку, украшалась кожей и становилась обложкой для бумаг, либо использовалась как воротничок или иной предмет одежды.
Относительная грубость поздних схем берлинской вышивки связаны с появлением промышленной канвы Пенелопа с двойным переплетением и крупными дырочками. Эта жёсткая канва имела отчётливо различимые отверстия. Она была неподатливой, без проскальзывания нити по вертикали или горизонтали, как это бывало у моноканвы. Пенелопа была отличным материалом для вышивки крестиком, полукрестом или гобеленовым стежком.
Созданные в 1820-м году новые берлинские красители для шерсти дали вышивальщицам яркие цвета нитей. Блеск нитей также был в новинку. Очарование берлинских схем для вышивки, простота стежков, свобода от строгости создания собственного орнамента и старомодных, скучных по цвету прошлых схем привели к пятидесятилетнему обожанию берлинской вышивки.
Изменения стиля в берлинской вышивке отражали изменения вкуса Викторианской эпохи. Более ранние, изящные схемы, изображавшие цветочные букеты или миниатюрные сцены, сменились более чёткими и крупными рисунками. Техника ручной прорисовки мозаичных миниатюр уступила место трафаретной печати. Это способствовало увеличению возможностей при производстве дизайна и привело к перекрыванию чёрной разметки цветом. Цветочные букеты и огромные портреты сменились простыми геометрическими раппортами. К концу периода стежки, использовавшиеся для вышивки по льну, были перенесены на канву, что привело к созданию плотной канвы с напечатанным рисунком. Стали появляться в огромных количествах сидения для стульев, жилеты, подушки, тапочки, этажерки, экраны для каминов, ленты для колокольчиков, кошельки, брошки, сентиментальные стихи и картинки. Дома и церкви были заполонены разноцветными элементами вышивки, как никогда прежде.
Разнообразие видов канвы, имевшихся в любом викторианском магазине для рукоделия, поражает воображение, особенно с точки зрения сегодняшнего стандартного набора материалов для вышивки. Вот несколько выдержек из Справочника по рукоделию, иллюстрирующих огромное разнообразие доступных материалов того времени:
МАТЕРИАЛЫ
Советы покупателям.
Приобретайте все необходимые для работы материалы сразу. Невозможно обеспечить полного совпадения оттенка шерсти или шёлка, и часто случается, что вышивка испорчена из-за того, что не было заказано достаточное количество исходного материала. Нет более распространённого заблуждения, чем популярная идея «Я сумею точно подобрать потом». Даже пойдя на дополнительные расходы по ускоренному окрашиванию нитей, Вы не можете обезопасить себя от этой ошибки. Так что не позволяете себе потратить время зря из-за такой мелочи.
То же самое можно сказать и относительно бисера. За всё время моей работы я только однажды смог подобрать точно такой же оттенок голубого бисера, как было нужно. Между тем, любой уважаемый магазин, с которым Вы имеете дело, позволяет возвращать в него взамен на иные товары неиспользованную шерсть, шёлк или бисер, оставшийся после Вашей работы.
БЕРЛИНСКАЯ ВЫШИВКА – этот термин обычно применяется к вышивке шерстью, шёлком или бисером на канве. Вот основные виды последней:
Пенелопа
У это канвы попеременно идут большие и маленькие промежутки между нитями. Это формирует сетку, удобную для глаза, потому на неё легко вышивать. Имеются следующие номера: 5/8, 10/6, 12/7, 14/8, 16/9, 18/10, 19/11, 20/12, 22/13, 24/14, 10/15, 40/17, 50/18. Нижнее значение каждой пары чисел обозначает количество стежков в дюйме (2,5 см). На такой канве возможно вышивать только крестиком или бисером.
Открытая или французская канва
Она имеет нити, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Размеры такие же, как у Пенелопы.
Открытая или французско-немецкая канва
Имеет каждую десятую нить другого цвета. Это помогает следить за схемой, однако сам материал не столь хорош, как французская канва, в частности, у неё есть один недостаток: горизонтальные и вертикальные линии не всегда находятся на равном расстоянии. Она очень редко используется. Никогда не пробуйте вышивать на ней что-нибудь круглое, например, венок, поскольку рисунок вытянется в овал.
Шёлковая канва
Всегда имеет нити на равном расстоянии. Эта канва делается разной ширины, от двух дюймов (5 см) для ремней до трёх четвертей ярда (68,5 см) или даже более. Бывает чёрного и белого цветов.
Имитация шёлковой канвы.
Более дешёвый материал, чем оригинал. Часто используется для больших работ и выглядит очень хорошо, пока новый. Со временем фон можно зашить ирландскими или немецкими стежками [см.рисунки, прим.переводчика].
Железнодорожная канва.
Грубая канва тёмно-красного цвета, используемая в качестве ширмы для флагов и прочих сходных целей. Она включает восемь нитей в дюйм и имеет 20 дюймов в ширину (50,8 см). По ней вышивают шерстью сложением в 8 нитей. Эту канву обязательно заправлять в раму при работе, иначе на ней остаются заломы.
Канва Ява
Эта канва не имеет дырочек. По сути, она больше похожа на ткань с двойными нитями в каждом направлении. Используется редко. У нас есть канва коричневого, лососевого и серо-каменного цвета, очень жёсткие, и более мягкая тёмно-синяя. Большинство имеют три четверти ярда (68,5 см) в ширину, самая грубая – пять восьмых ярда (57,2 см).
НИТКИ ДЛЯ ВЫШИВКИ ПО КАНВЕ
(иллюстрации взяты из Интернета)
Синель
Этот прекрасный материал даёт вид вельвета. Синель выпускается различной толщины.
Шёлк для вязания
Плотно скрученный шёлк, используемый для вязания крючком или спицами. Имеет несколько размеров, от первого доя пятого, причём последний соответствует самой тонкой пряже. Наиболее распространены номера с первого по третий. Замечено, что имеется значительная разница как в качестве, так и в стоимости шёлка для вязания. Некоторые работаю с нитями чуть ли не более блестящими, чем хлопок. Во всех уважаемых берлинских магазинах рукоделия к каждому мотку пряжи прикреплено имя производителя. Шёлк от Pearsall держит высокую позицию как по качеству, так и по окраске.
Шёлк для плетения
Не столь плотно скрученный, как для вязания, шёлк. Между тем, вместо него часто используется именно последний.
Шёлк из Авиньона
Это самый тонкий шёлк, он продаётся бобинками. Подходит для очень тонкого или прозрачного плетения. Его очень сложно достать, однако он часто упоминается в журналах.
Шёлк Чайн
Шёлк для вязания или плетения, который имеет несколько оттенков для разных цветов. Продаётся в бобинках или мотках.
Шёлк Омбре
Шёлк, имеющий оттенки только для одного цвета.
Мягкий шёлк
Продаётся в коротких скрученных моточках. Очень красивый материал, используется для вышивки цветов и т.д.
Шёлк Дакка
Этот вид шёлка очень часто используется в вышивке, что-то среднее между плотно скрученным шёлком для вязания и пухом (на который он больше похож). Выпускается большими мотками
Филозель
Шероховатый материал, состоящий не только из шёлка, однако чрезвычайно блестящий и поставляющийся с самых нежных оттенках. Продаётся в больших мотках, каждый из которых весит около четверти унции (7 г). Используется для гобеленов и более грубых сортов вышивки.
Китайский шёлк
Очень тонки шёлк, продаётся очень маленькими катушками.
Шёлк для шитья
Продаётся длинными мотками.
Берлинская шерсть
Доступна только в двух вариантах толщины: четыре и восемь нитей, обычно называется простой и двойной берлинской шерстью. Существует по меньшей мере сотня оттенков.
Ковровая пряжа
Дешёвая шерсть, используемая для изготовления благотворительных одеял и прочих предметов для солдат Крыма.
Синель для вышивки
Чуть более грубая, чем шёлк для вязания. Широко используется для вышивки по канве, атласу или одежде. Имеются вариации по размеру вплоть до толщины в палец. Самые толстые нити называются Синель Ролио.
Проволочная синель
Изготавливается в тех же размерах, что и прочие виды. В её сердцевину вставлена проволока, потому эту синель можно изгибать петлями, листьями и т.д.
Шерсть
Обычно используется берлинская, шетландская [от названия о.Шетланд, Великобритания, прим.перев.], ковровая пряжа, пиренейская, а также камвольная овечья шерсть.
Шетландская шерсть
Очень тонкая шерстяная нить, используется для вуалей, шарфов, шалей и т.д. Не очень сильно скручена.
Пиренейская шерсть
Эта шерсть имеет почти такую же толщину, как и шетландская, но она более скручена. Окраска у пиренейской шерсти особенно яркая и красивая, что, как говорят, вызвано некоторыми особенностями воды в тех горах, откуда шерсть и получила своё название. В этой стране очень редко встречается в чистом виде.
Запатентованная шерсть для вязания
Запатентована Whytock из Эдинбурга. Эта шерсть продаётся тюками различного размера, каждый из которых рассчитан на изготовление определённой работы – например, москитная сетка или скатерти. Она окрашена таким образом, что при следовании схеме, орнамент получится разноцветным. Клубки состоят из кавольной или берлинской шерсти, последние являются самыми дорогими. К каждому клубку прилагается инструкция. Вязание осуществляется вязкой «рис».
Запатентованная шерсть Хаттона
Более усовершенствованная версия предыдущего типа. Некоторые клубки можно использовать для вязания спицами, некоторые – для крючка.
Тонкая шерсть
Продаётся в плотно скрученных мотках, как шёлк для вязания. Применяется для вышивки сэмплеров. Встречается редко, хотя её можно использовать дял вышивки по муслину.
Кристальная шерсть
Шерсть, вокруг которой намотана ярко золотая или серебряная бумага либо фольга, отчего шерсть имеет очень нарядный вид. Иногда ещё называется сверкающей шерстью.