9 сентября 2011 г.

Собаки в Викторианском доме - Dogs in a Victorian house

The article is taken from a free on-line magazine "Victoriana".

Материал взять из бесплатного интернет-журнала "Victoriana". Перевод Светланы Лендел.

 Животные в Викторианском доме – «забавы»

Для светской дамы Викторианской эпохи наличие миниатюрной собачки было столь же обязательным, как и присутствие сумочки для оперы или визитной карточки
Женщина не представляла себя без своей любимицы, которая сопровождала её всюду, куда бы дама не направилась, собачку кормили и принимали в соответствии со специальными правилами для собак, столь же изысканно, как и наследника титула и состояния. Несмотря на преданность хозяек своим собачкам, сами объекты привязанности зачастую были разными, поскольку мода на «коленных собачек» менялась так же быстро, как на женские платья и шляпки
В одно время на протяжении лондонского сезона самой любимой миниатюрной собачкой была шипперке, в основном, из-за своей короткой чёрной шерсти. Длинношёрстные же собаки изгонялись из гостиных и будуаров, поскольку белая шерсть на платьях и мебели признавалась абсолютно неприемлемой. Даже пудель считался невыносимым, поскольку ему требовался собственный слуга или служанка для ухода за шерстью.
 «Коленные собачки» - это старомодное слово, обозначающее миниатюрных собачек для забавы и причудливо проводящее границу между ними и другими домашними животными. Такие собачки были достаточно малы, чтобы сидеть на коленях, и безусловно представляли собой салонных любимцев, требующих заботы со стороны своей хозяйки либо хорошо обученной служанки. 

 Собачья выставка в Минеоле, пекинес Поу-са, 
принадлежащий миссис Дж.П.Морган, 1908 год
После популярным любимцем стал считаться скай-терьер – забавный комок шерсти, который был таким невысоким, что его шерсть практически подметала пол, когда он вразвалочку бродил вокруг. Недостаток роста терьера был с лихвой компенсирован его длиной, и будучи втрое больше в длину, чем в высоту, он очень походил на горностая. Средний рост скай-терьера составлял 9 - 10 дюймов, а длина 25 -30 дюймов (23 - 25 см и 63 - 76 см, соответственно), а нормальный вес колебался от 16 до 17 фунтов (7,3 – 7,7 кг). Хотя скай-терьер был маленькой собачкой, имел особую форму и назывался «забавой», он был просто отличной собакой во всех отношениях: полной жизни, хорошим сторожем, воспитанной, любящей, миролюбивого нрава (за исключением отношения к белкам) и очень любящей детей.  Скай-терьер имел две разновидности: одну с симпатичными, длинными, свисающими ушами и хвостом, который так же изящно свисал вниз, и вторую с маленькими, нахальными стоящими ушками. Оба этих типа обладали длинной грубой шерстью, которая, к счастью, несмотря на свою неудобную длину, не путалась и не завивалась. Собаки этой породы имели разный окрас: чёрный  с белыми волосками, разбросанными по телу, желтовато-коричневый с чёрными или тёмно-коричневыми кончиками волос, а также светло-серый с чёрными кончиками - последняя окраска была наиболее симпатичной и популярной. 

 Натали Барней с собакой

Кроме того, были ещё йоркширы, однако относительно его пригодности для проживания в человеческой семье мнения расходились.  Йоркширский терьер представлял собой одну из тех собак, владение которой осуждалось, поскольку он требовала ухода больше, чем даже обыкновенный ребёнок. Его надо было не только умывать, одевать и кормить столь же тщательно, как и дитя,  но и расчёсывать и наводить лоск от кончиков его заострённых ушей до самого хвоста. Йоркшир нуждался в особом слуге, который ежедневно должен был в течение часа или двух приводить его шерсть в порядок, а также тренировать его в течение такого же времени. Если шерсть на хвосте спутывалась, что она особенно любила делать, собаку подвергали бесконечным расчёсываниям; если йоркшир оцарапывал себя – а почему бы собаке этого и не сделать? – ему надевали рукавички, чтобы он не мог облегчит свои пытки. Когда суровое испытание утренним туалетом заканчивалось и йоркшир был хорошо вычищен и расчёсан, он исключительно подходил для того, чтобы провести весь день – или что там осталось от времени, – мирно дремля на атласной подушке в обитой тканью собачьей корзине. 
   Две маленькие длинношёрстные мальтийские болонки и их призы на столике 
Однако йоркширский терьер не могу взять первое место ни по красоте, ни по требующемуся уходу. Приз в этих двух категориях принадлежал белому комку шерсти по имени мальтийская болонка. Эти собачки редко встречались в Америке 19-го века и были настоящими мученицами красоты. Хвост мальтийской болонки был столь же красив, как и у персидского кота, и носился с той же гордостью вдоль спины, как это делает кот. Вес такой болонки редко превышал 6 фунтов (2,6 кг).  Всё животное выглядело скорее как старинная безделушка, созданная для украшения гостиной, чем как собака.  Шерсть болонки была очень длинной и лёгкой и имела серебристо-белый цвет. Собака с трудом могла двигаться, чтобы не запутать шерсть, а спутывание же представляло собой серьёзную проблему и требовало тщательного вычёсывания волосок за волоском. И ни в коему случае нельзя было прибегать к грубости в таком процессе, как расчёсывание; наоборот,  это утончённое создание было столь чувствительно, что ничего, суровее самой мягкой детской щётки, использовать было невозможно. Если мальтийская болонка имела несчастье запачкать свою шёрстку, обычное купание было для неё слишком грубым; собаку чистили так же тщательно, как самую изысканную ткань в гардеробе викторианской леди. Ежедневные ванны не имели ничего общего с купанием - для них использовались мягкая губка и особая жидкость, сделанная из свежих яиц и тёплой воды; ванны проводились с повышенной заботой, чтобы избежать запутывания шерсти и простуды,  к которым эти избалованные собаки были особенно чувствительны. Наиболее тщательно следили за питанием мальтийской болонки: немного мяса и никакого жира.  Собачка могла весь день провести без движения и – о, несчастное создание! - она тоже носила варежки.  
 Мисс Ф.С.Стенберг со спаниелем короля Карла по кличке Сан Спот  

 Спаниель короля Карла и бленгеймский спаниель также всегда были красивыми и очаровательными питомцами, в независимости от того, были они в моде или нет,  к тому же они обладали одним преимуществом: им не требовалось, чтобы их хозяйка или служанка так многим жертвовала ради заботы о них. Владельцы этих собак имели свободное время для чтения и развлечений. Спаниель короля Карла носил чёрную шерсть с жёлто-коричневыми подпалинами, бленгеймский спаниель – белую с рыжими подпалинами. Обе породы имели  скруглённую голову и выступающий лоб, они были курносы, обладали тёмными, крупными, широко расставленными глазами, длинными, посаженными далеко внизу ушами с длинно бахромой из шерсти. Собаки весили не более 8 – 10 фунтов (3,6 – 4,5 кг). Их шерсть была длинной и волнистой, но не кучерявой, а на хвосте – особенно длинной и шелковистой. Трудно было найти более приятных компаньонов, чем эти два спаниеля. Их можно было обучить различным фокусам и давать поручения по дому. Эти собаки были очень привязаны к своим хозяевам и очаровывали во всех отношениях. 
 Мэрион Симсон и собака Прайз Булл

Карликовая борзая, между тем, несмотря на свою красоту, никогда не была хорошим питомцем, разве что в тёплую погоду, поскольку эти собаки всегда ужасно страдали от простуды. Даже если на улице она была одета в тёплую попонку, всё равно смотреть на неё, дрожащую и съёжившуюся, было чрезвычайно тягостно.  Наиболее желанной окраской была бледная желтовато-коричневая, в которой отмечалось не менее четырёх оттенков: золотистый, сероватый, голубоватый и каменный. Среди других вариаций встречались кремовый, красный, жёлтый, чёрный или смешанный окрас. Все хлопоты с этой собакой сосредотачивались вокруг её диеты с целью поддержания её особой худощавой фигуры. Она хорошо и интересно смотрелась в доме, была на удивление любящей и благожелательной, однако не слишком смышлёной. Карликовые борзые также отличались своей застенчивостью, что было частью их характера.  Они не стали идеальным питомцем, поскольку были слишком чувствительны к лондонскому климату и требовали особенного ухода, как например, купание исключительно с влажной губкой с дальнейшим растиранием и тщательным обтиранием, чтобы не вызвать переохлаждение.  
Сьюзан Геркхардт с японскими хинами Пинг-понг и Фико
 
Среди домашних любимцев изредка встречались японские спаниели или, как их также называют, японские хины. Они были изящны по форме, имели курносый нос, большие тёмные глаза, длинные, свисающие уши и хвостик завитком, как у мопса. Их шерсть была чёрно-белой и мягкой, точно шёлк. Японский спаниель мог достигать 8 фунтов (3,6 кг) веса, однако наиболее ценились собаки массой до 3 фунтов (1,3 кг). Аристократы в своём семействе имели жёлтую шерсть вместо чёрной,  что особенно подчёркивало идеальную белизну их волнистой шёрстки. Обе разновидности были очень редкими и дорогими  даже в Японии, и раздобыть их в Лондоне было очень сложно. В прежние времена только самым благородным разрешалось владеть японскими хинами. Эти маленькие собачки были наиболее сообразительными среди своих собратьев, любящими и чрезвычайно чувствительными.  Они также были весьма активными и наиболее привлекательными питомцами. Им выделяли самые мягкие подушки, наиболее комфортабельные помещения и самые лучшие вкусности.
 Анни М. Нолан со своим бостонским терьером Мэсса

 

Собачка королевы Виктории

В 1849 году «Карманная книга по рукоделию» представила ряд схем для берлинской вышивки, среди которых был рисунок любимой собачки королевы Виктории – спаниеля Дэша; схема была выполнена по картине Эдвина Генри Ландсира «Дэш, Гектор, Неро и Лори». Дэш был кавалер спаниелем короля Карла, любимцем королевы Виктории, которого в 1833 году её матери преподнёс Джон Сонрой. Виктория писала тогда в своём дневнике: «Перед нашим уходом появилась и осталась с нами мамина собачка - красивый спаниель породы короля Карла по кличке Дэш, которого вчера принёс сэр Джон... Маленький Дэш – сплошное совершенство, он уже очень привязался в маме и всегда лежит у её ног».


 Картина "Дэш, Гектор, Неро и Лори" сэра Эдвина Генри Ландсира.

Дэш лежит на бархатном пуфике, окружённый двумя собаками и попугаем Лори


На протяжении изолированного и спокойного детства будущей королевы в Кенсингтонском дворце этот белый с рыжим спаниель был её постоянным спутником. Чарльз Роберт Лесли, член Королевской академии искусств, писал в своей биографии о дне коронации Виктории: «Королева... очень любит собак. У неё есть любимый маленький спаниель, который всегда ждёт её возвращения, когда она вне дома. В тот день она, конечно же, отсутствовала дольше, чем обычно, и когда королевский экипаж подъехал к ступеням дворца, она услышала радостный собачий лай в холле и воскликнула: «Это Дэш!». Королева спешно отложила скипетр и шар, которые она держала в руках, и сняла свою корону и мантию, чтобы пойти и искупать маленького Дэша».

 Кадр из фильма "Молодая Виктория"

После смерти своего питомца по приказу Виктории на его могиле в Виндзорском парке была установлена мраморная плита с прекрасной скульптурой, изображающей лежащего на подушке спаниеля, и надписью: «Здесь лежит Дэш, любимый спаниель Её Величества Королевы Виктории, по приказу который был возведён этот памятник. Он умер 20 декабря 1840 года на девятом году жизни. Его любовь была без всякого эгоизма, его игры – без злого умысла, его дружба – без предательств. Прохожий, если ты будешь жить в уважении и умрёшь в сожалении, возьми пример с Дэша».

 Слева: британский сэмплер 1866 года, изображающий лежащего на подушке 
кавалер спаниеля короля Карла
Справа: схема для берлинской вышивки тапочек с этой же породой 


Изображение Дэша,  возлежащего на подушке, стало популярным сюжетом для вышивки в течение всего времени правления Виктории. Вы можете создать свою собственную «королевскую» подушку, стул для фортепиано либо чехол для пуфика на основе аутентичного дизайна, опубликованного в 1861 году в женском журнале. Схему скачиваем тут внизу страницы.

Собачий ошейник в викторианском стиле
Эта инструкция по изготовлению собачьего ошейника в викторианском стиле взята из журнала Harper's Bazaar за 1872 год. Ошейник состоит из полоски синего кашемира длиной 16 дюймов (40,6 см) и шириной в дюйм с четвертью (3,2 см), которая украшена аппликациями из красной ткани с петлицами и швом «козлик», выполненным красным шёлком.

 Пришить на кашемир аппликации красными шёлковыми нитками с узелками из голубого шёлка.
  • Полоска уплотнена вдоль тканью и с одной стороны обработана плиссировкой  из красной шерстяной тесьмы шириной в дюйм (2,5 см), которая вшита между тканью и подкладкой.
  • Ошейник застёгивается на пуговицу, затянутую синим кашемиром и украшенную аппликацией, и две петли из красного шнура.
  • Эти петли также закрывают шов от двух синих шнурков, каждый длиной в 4 дюйма (10,1 см), на концах которых находятся маленькие красные помпончики и колокольчики.
  • В середине ошейника располагается латунное кольцо, покрытое синим шёлком, на которое крепится лента или поводок с пуговкой и петлёй.
  • Поводок сделан из полоски синего кашемира шириной 7/8 дюйма (2,2 см), украшенной вышивкой красным шёлком и кусочком красной атласной ленты шириной 1,25 дюйма (3,2 см), пришитой непосредственно на кашемировую полоску.  

9 комментариев:

  1. Светочка, с большим удовольствием и благодарностью прочитала ваш материал и рассмотрела иллюстрации. Только у вас я могу найти, да еще в таком прекрасном переводе, информацию о жизни в викторианскую эпоху. Очень люблю книги о том времени. Только что закончила великолепный роман Антонии Байетт "Обладать". Очень советую, если еще не читали.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо!!! прочитала с удовольствием, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  3. Эх, сделали из животинок аксессуар... впрочем, главное, что их любили ))
    Нынешние владельцы йорков вряд ли уделяют им и десятую часть положенного в те времена, я смотрю))

    ЗЫ. А карликовая борзая - это не левретка ли имеется в виду?

    ОтветитьУдалить
  4. Я прочитала! Очень интересная статья о собачках :)

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно и познавательно!
    Светлана, Вас ждет награда в моем блоге!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за тёплые слова, я рада, что перевод пришёлся по вкусу! Я как заядлая собачница не могла пройти мимо этой темы. :)
    Марин, да, карликовые или итальянские борзые ещё называются левретками. У нас у соседа такая, на неё в осень-зиму жалко смотреть.

    ОтветитьУдалить
  7. Swetoczka! wszystko przeczytałam, to bardzo ciekawe. Bardzo ci dziękuję!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за статью! Набралась наглости и сделала ссылку на Ваш блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, вам спасибо! И вовсе это не наглость - открытые ссылки на блог с укзаанием, кто и чего, приветствуются!

      Удалить