21 января 2019 г.

Гобелены: история и современное прочтение – Gobelins: history and modern interpretations

Sorry, this article is in Russian, only

Эта моя статья пару лет назад должна была появиться на одном интернет-ресурсе, но в силу разных причин так и не появилась. Думаю, здесь ей будет самое место.

История
В XIV-XV веках тканые гобелены стали наиболее распространёнными и ценимыми видами искусства. Они несли не только декоративную, но и чисто практическую функцию - гобелены могли мгновенно преобразить любое холодное и пустое помещение в уютный дом. За это их часто называли «северными фресками». Особенно популярны гобелены были среди королевских семей севера, которые переезжали из одного холодного замка в другой несколько раз за год.

У английского короля Генриха VIII была огромная коллекция из 2700 гобеленов общей стоимостью 2000 фунтов. Учитывая, что в те времена одна хорошая битва стоила около 3000 фунтов, можно представить, какова была истинная значимость такой коллекции.

Гобелены обычно несли в себе символический смысл и отражали библейские либо исторические сюжеты. Иногда гобелены выступали в качестве подарка. Например, правящему монарху могли преподнести в дар гобелен с изображением его героической победы на войне. Другими популярными темами служили охота, цветочные и даже нефигуративные мотивы.

Проект «Охота на единорога»
В 2001 году Исторический музей Шотландии вместе с другими партнёрами запустил проект «Охота на единорога» по созданию исторически достоверных реплик серии гобеленов из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Реплики должны были занять своё место в королевском дворце Стерлинга (Шотландия). Сам дворец был построен в 1538 году для Якова V и Марии де Гиз. Позднее там короновались многие монархи, в том числе и известная Анна Стюарт.

Целью проекта «Охота на единорога» было максимально достоверное воссоздание технологии плетения средневековых гобеленов, для чего были привлечены самые искусные мастерицы со всего мира.

Для проекта была выбрана серия гобеленов под общим названием «Охота на единорога» датированная 1495-1505 годами. На основании качества материалов, предполагаемым местом происхождения этих гобеленов считается Голландия, однако никакой точной информации об этом нет. Одна из теорий гласит, что исходная серия была сплетена в качестве подарка на бракосочетание Людвига XII в 1499 году, после чего ещё две панели были добавлены к серии в 1514 году на бракосочетание его дочери. Тем не менее, никаких доказательств данной теории не имеется.

Гобелены были утеряны во время Французской революции, однако снова найдены в середине XIX века. По легенде, ими прикрывали картофель в погребе. В начале XX века Джон Рокфеллер приобрёл эту серию и в 1937 году подарил её музею Метрополитен. В настоящее время они висят в музее Клойстерс на Манхэттене.

Все используемые для проекта инструменты представляли собой точные копии таковых в 1500-х. Кроме того, использовалась та же технология плетения и материалы. Однако были и различия. Во-первых, необходимо было создать копии чуть меньшего размера, чтобы они подошли к величине проёмов в главном зале дворца. Во-вторых, рисунок плели с лицевой стороны, а не с изнаночной, как это происходило в XVI веке. Ну и наибольшее различие было в условиях работы. В отличие от их средневековых коллег, современные мастерицы трудились при хорошем освещении.
Загадка единорога
Интересен и сюжет выбранных гобеленов. Серия состоит из семи гобеленов, начинается с панели «Начало охоты» и заканчивается гобеленом «Единорог в неволе». Однако ещё в IV веке единорог считался олицетворением Христа. Если это так, то изображённая на гобеленах дева, несомненно, является Девой Марией, что косвенно подтверждает и изобилие белых лилий – главного цветка непорочной девы. Четыре основные охотничьи сцены, вероятнее всего, представляют Страсти. Эту версию подтверждают многие элементы композиции. Например, на панели «Единорог найден», единорог окунает свой рог в источник, чтобы очистить воду для других животных. Позади него – куст красных роз, издавна символизирующих мучения. Фигуру слева, которая указывает на единорога, принято считать Иудой. Кульминация всей серии заключена в убийстве животного, однако последняя панель, «Единорог в неволе», скорее всего, символизирует Воскрешение.
 «Единорог в неволе»

 
 
 
Центральные панели.

Технология создания
Для создания гобелена требуются два компонента: основа и уток, сделанные из шерстяных либо хлопковых ниток. Нити основы натягиваются на раму, после чего на них плетётся рисунок при помощи ниток утка на деревянном валике. Валик проходит горизонтальными рядами, обвивая нити основы то сверху, то снизу.

 
 Технология плетения гобелена.

Перед началом работы несколько месяцев было потрачено на изучение оригиналов – исходных цветов и технологии создания. Для этого музей разрешил доступ к гобеленам для группы исследователей. Поскольку размер каждого из гобеленов был более 3,5 метров в высоту на расстоянии не менее 50 см от пола, для изучения всех подробностей использовался гидравлический лифт.

Одним из первых шагов стало создание полноразмерного наброска будущего гобелена, который впоследствии послужит образцом для мастериц. Каждый набросок занимал от пяти до шести недель. Создатели проекта ни в коем случае не хотели пренебрегать данным этапом, чтобы достичь максимального сходства между репликами и оригиналами. К каждому наброску создавалась уменьшенная версия, где отмечались цвета того или иного элемента.

Сами оригиналы успели пострадать со времени Средневековья, поэтому в четырёх гобеленах пришлось убрать небо, а в ещё двух – добавить небольшие заплатки. Отдельную трудность представлял собой выбор цветов. Каждый член команды был ответственен за отдельный кусочек гобелена, к которому ему нужно было подобрать цвета из имеющихся пронумерованных образцов шерсти. Кроме цвета нужно было отметить и качество выбранных в оригинале ниток. Большая часть гобелена обычно плелась из шерсти, однако быстро изнашиваемый шёлк в современном варианте был заменён на хлопок, а позолота – на металлик.
Подборка цвета

В 1500-х в качестве натуральных красителей использовались ржавчина (жёлтый), резеда (синий) и марена (красный). Для создания реплик использовались химические красители.

Сама техника гобеленового плетения сочетает в себе несколько приёмов, например, т.н. штриховку и половинный стежок, что позволяло придать эффект трёхмерности изображения.

Для работы над репликами были привлечены более 20 мастериц, имеющих самый высокий уровень подготовки и многолетний опыт. В мастерской Стерлинга трудились рукодельницы из Великобритании, Японии, США и Австралии. За 12 лет работы они закончили 7 гобеленов.



12 комментариев:

  1. Титанический труд! Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже была восхищена и поражена, увидев их. Размеры поражают воображение

      Удалить
  2. Светлана, здравствуйте! Интересная статья, спасибо! Даже не догадывалась, что у у гобеленов такая давняя история. И сегодня это настоящее искусство!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Вообще, мне немного жаль, что сейчас о ручном классическом плетении гобеленов мы знаем совсем мало. В основном, их или вышивают гобеленовым стежком (что даёт иной вид), либо плетут на станке или машинке.

      Удалить
  3. рассматривать гобелены можно долго и каждый раз с восхищением и удивлением. это же труд и сосредоточенность, и, мне кажется, намного труднее вышивки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и мне кажется, что труднее. Я теперь во всех музеях хожу, гобелены рассматриваю. Сколько же в них труда!

      Удалить
  4. Света, мне интересен символизм гобеленов. Первый раз слышу про единорога как образ Христа. Спасибо за замечательный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про символизм мне рассказывала ведущая этой самой студии, которая участвовала в проекте. Там больше никого не было, так что получилась экскурсия для меня одной. Согласно средневековой мифологии, единорог - символ чистоты и невинности. И каждый элемент гобелена несёт свой смысл - целая история на одной картине!

      Удалить
  5. Колоссальный труд!
    Очень интересна технология создания начиная с подбора ниток.
    Подкладывание рисунка, переплетения.
    Спасибо, Света.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Рада, что эта статья, наконец, обрела свет и своих читателей, потому что мне самой очень интересно было обо всём этом слушать, читать и смотреть

      Удалить
  6. Очень интересно, спасибо! Да, настоящие гобелены - колоссальный труд. По поводу производства по классической технологии сейчас: у меня была знакомая с профессиональным художественным образованием, она как-то рассказывала, что делала на заказ гобелен именно традиционным способом, причем ткали они его втроём. И за день (если не больше) втроём делали 10 кв.см! Меня тогда поразила эта цифра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за рассказ, фантастически кропотливая работа!

      Удалить